|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТИПОЛОГИЯ ИНТУИТИВНОГО-РАЦИОНАЛЬНОГО И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 1© 2001 г. *Канд. психол. наук, ст. научн. сотр. ИП РАН, Москва ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2001, том 22, № 1, с. 43-60 Для 98 испытуемых пяти возрастных групп (6-7, 8-9, 10-11, 12-13,18-44 лет) с помощью специальных алгоритмов формально описывали структуру знания в стратегической игре двух партнеров, сформированную в процессе исследования. Выделяли такие составляющие структуры, как семантическая ассоциативная (САС) и пропозициональная (СПС) сети, содержательная интерпретация свойств которых соответствует интуитивному и рациональному типам взаимодействия субъекта с миром. У испытуемых определяли характерное соотношение индивидуально-психологических черт, составляющих синдромы интуитивного и рационального типов взаимодействия с миром. Установлено: 1) САС и СПС представляют собой относительно обособленные составляющие структуры индивидуального знания (СИЗ); 2) формирование САС и СПС продолжается на всем интервале приобретения компетенции; 3) при приобретении компетенции и в возрастном ряду формирование САС опережает формирование СПС, причем величина временного сдвига между ними уменьшается в том и другом случае; 4) дескрипторы САС и СПС изменяются в соответствии со степенью выраженности индивидуально-психологических характеристик, составляющих синдромы интуитивного и рационального типов взаимодействия с миром, в процессе приобретения компетенции и в возрастном ряду. Предполагается, что развитие САС - исходный структурный уровень для формирования СПС, а СПС, в свою очередь, является структурным уровнем для развития САС на следующем этапе формирования СИЗ. Асинхронность развития САС и СПС при их одновременной актуализации в процессе взаимодействия лежит в основе феноменологии интуитивного-рационального. Ключевые слова: взаимодействие, интуитивное, рациональное, типология, индивидуальное знание, структура, формирование, индивидуально-психологические характеристики. Проблема интуиции наряду с многими другими проблемами психологии была поставлена в рамках философской теории познания и, как правило, формулировалась как дихотомия двух типов знания: интуитивного, непосредственного, не опирающегося на доказательство, и рационального, опосредствованного, связанного с доказательством [4, 23, 32-35]. Такая формулировка проблемы интуиции существует в психологии как основная (см., например, обзор [53]). В современной психологии решение проблемы интуитивного-рационального главным обра зом связано с исследованиями творчества. Это касается: выделения интуитивного и логического компонентов творчества [5, 6, 32, 33, 40]; поиска оснований классификации индивидов в соответствии с выраженностью творческих способностей, творческого мышления и воображения в целях диагностики актуальных и потенциальных предпосылок успешности в той или иной деятельности [5, 6, 11-16, 20, 42, 43, 54]; выявления имплицитного знания, которое скрыто для самого носителя, при построении экспертных систем в инженерии знаний (см., например, [28]). Широкое определение творчества как взаимодействия субъекта с миром, ведущего к развитию, предложенное Я.А. Пономаревым [33-35], позволяет рассматривать приобретение компетенции в любой предметной области как творческий процесс, а следовательно, выделять в нем интуитивную и рациональную составляющие. Согласно гипотезе Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения [33-36], начальный и конечный этапы формирования компетенции соответствуют интуитивному и рациональному типам взаимодействия субъекта с предметной областью. Промежуточные этапы формирования компетенции характеризуются преимущественной выраженностью одного из этих типов: на начальных этапах в наибольшей степени выражен интуитивный, а на последующих - рациональный. В сформированной компетенции последовательные этапы ее становления зафиксированы в структурных уровнях организации субъекта. Особенности рационального типа состоят в том, что модели взаимодействия субъекта с предметной областью (как структурные компоненты компетенции) характеризуются высокой степенью означенности и соответствия сознательно сформулированной цели действия и только тем сторонам взаимодействия, которые необходимы для ее достижения. При формировании моделей взаимодействия рационального типа происходит дифференциация результатов и способов их достижения, что проявляется в доступности результатов осознаванию и возможности их непосредственного использования в произвольной организации последующих действий, а способы достижения могут быть превращены в операции и формализованы как алгоритмы действий (см. [33, 35]). Особенности моделей взаимодействия интуитивного типа состоят в меньшей означенности и большем разнообразии по сравнению с моделями рационального типа, т.е. они соответствуют и тем сторонам взаимодействия, которые не являются прямо связанными с сознательно формулируемой целью, а это и есть основа для формирования побочных результатов. В моделях этого типа результаты и способы их достижения не дифференцированы, и, следовательно, не могут быть осознаны. При развитии моделей взаимодействия в континууме "интуитивное-рациональное" побочные продукты становятся доступными для осознавания, и свойства этих моделей обеспечивают переход к следующим этапам формирования компетенции [33, 35]. Таким образом, при взаимодействии субъекта с предметной областью происходит развитие субъекта (поскольку усложняются и дифференцируются его структурные компоненты - модели взаимодействий) и предметной области (поскольку в артефактах культуры фиксируются новые результаты взаимодействий и алгоритмы их достижения). Для наиболее полного описания интуитивного и рационального типов взаимодействия субъекта с миром могут быть использованы различные психологические характеристики как бинарные конструкты, которые представляют разные аспекты рассмотрения условно выделяемых полярных состояний развивающего взаимодействия субъекта с миром [35]: бессознательное-сознательное, непроизвольное-произвольное, непреднамеренное-преднамеренное, неосознаваемое-осознаваемое, неавтоматизированное-автоматизированное, эмоциональное-волевое, первосигнальное-второсигнальное, невербальное-вербальное, импульсивное-рефлективное, полезависимость-поленезависимость и т.д. Приведенный перечень говорит о том, что решение проблемы интуитивного-рационального оказывается актуальным для многих областей психологии, так как перечисленные аспекты являются обязательными, но феноменологическими характеристиками многих психических процессов и состояний. В то же время перечень дихотомических характеристик указывает на возможность выделения синдромов психологических свойств индивидов с преимущественной выраженностью интуитивного или рационального типа взаимодействия субъекта с миром. Так, выделенные И.П. Павловым на основе преобладания первой или второй сигнальной системы действительности "художественный" и "мыслительный" типы описывают полярные типы именно взаимоотношения субъекта с миром, которые проявляются в характеристиках многих психических процессов. По словам Павлова, художественному типу свойственны близость к реальным впечатлениям, "захватывание" живой действительности, ее широкое восприятие, картинность речи, сильное воображение, способность ясно представлять себе предметы и явления в виде образов, полное отражение действительности при недостаточной ее систематизация. Мыслительный тип характеризуется способностью к анализу и систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагированием не столько на конкретные явления, сколько на обобщение их и при этом отсутствием "художественности" в указанном выше смысле, умелым оперированием словами и понятиями и осознанием действительности (цит. по: [8, 11]). Необходимыми компонентами содержательного описания принадлежности индивида к тому или иному типу служат характеристики жизненных проявлений, которые наряду с психометрическими показателями обязательно включаются в описание индивидуальности: выбор профессии, успешность в том или ином виде деятельности [11]. Так, установлено, что к типическим чертам старшеклассников с литературными способностями ("художественный" тип) относятся такие когнитивные особенности, как способность к детализированному сохранению зрительных объектов, склонность использовать образные формы репрезентации, развитые чувственно-конкретные виды мышления; чертами их личности являются склонность следовать чувству, эмоциональная неустойчивость, открытость миру и людям, низкий контроль поведения, яркие фантазии, воображение, потребность в новых впечатлениях; особенностями мотивационной сферы являются преобладание социальных мотивов над познавательными, стремление к самопознанию, потребность в самосовершенствовании в сфере чувств и характера, в яркой, насыщенной событиями жизни, стремление к самореализации в личностном плане [16]. К типическим чертам старшеклассников с математическими способностями (“мыслительный” тип) относятся в когнитивной сфере способность к аналитической переработке информации, склонность к вербально-логическим формам репрезентации, развитые категориальные формы организации памяти, сформированность словесно-логических видов мышления; в личностной сфере - самоорганизация поведения, реалистичность, высокий локус-контроль, эмоциональная устойчивость; в мотивационной сфере - преобладание познавательных мотивов над социальными, сформированность зрелых форм познавательной потребности, преобладание творческих компонентов, развитая потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств, потребность самореализации в деятельности [16]. Следует подчеркнуть, что индивиды, принадлежащие к “мыслительному” типу, наряду с особенностями познавательных процессов характеризуются также социальной зрелостью и развитой мотивационной сферой. Эти факты согласуются с представлениями о том, что именно позиция личности в целом, а не особая специфическая способность определяет возможность творческих достижений [5, 7]. Смысловое совпадение описаний типов взаимоотношения субъекта с миром и типических черт индивидуальности позволяет предположить, что интуитивный тип взаимодействия может быть феноменологически описан через синдром индивидуально-психологических характеристик художественного типа (обозначим его как Решение проблемы интуитивного-рационального Пономаревым и выделение Приведенные представления о психологических структурах и процессах, лежащих в основе феноменологии интуитивного-рационального, позволяют предположить, что типологии взаимоотношений субъекта с предметной областью соответствует типология структур субъекта, которые представляют собой трансформированные этапы его становления. Начальные этапы становления компетенции проявляются преимущественно в индивидуально-психологических характеристиках, составляющих синдром “интуитивного типа взаимодействия субъекта с миром”, а этапы сформированной компетенции - в индивидуально-психологических характеристиках, составляющих синдром “рационального типа взаимодействия субъекта с миром”. При этом рациональный тип не замещает интуитивного, но включает его как обязательную структурную составляющую, что увеличивает разнообразие форм взаимодействия конкретного субъекта с предметной областью. Для проверки этого предположения необходимо иметь концептуальные и методические возможности исследования психологических структур, процессов их формирования и актуализации. На основе системно-эволюционной концепции П.К. Анохина - В.Б. Швыркова [3, 46] было установлено, что при приобретении компетенции в конкретной предметной области у субъекта формируется структура индивидуального знания (СИЗ), которая может быть описана как множество базовых компонентов и их групп, образованных отношениями различного типа [1, 2, 24]. Базовые компоненты СИЗ фиксируются в типах поведенческой специализации нейронов, а отношения базовых компонентов реализуются как взаимоотношения групп специализированных нейронов. Особенности СИЗ в конкретной предметной области соответствуют общему познавательному уровню развития субъекта [2]. Один набор компонентов СИЗ может быть описан как семантическая ассоциативная сеть (САС), характеризующая СИЗ через одновременную актуализацию множества компонентов структуры знания, и тесно связан с феноменологией интуитивного типа взаимодействия субъекта с миром. Другой набор компонентов СИЗ может быть представлен как семантическая пропозициональная (каузальная) сеть (СПС), характеризующая логическую преемственность последовательных состояний структуры знания, и тесно связан с феноменами рационального типа взаимодействия [24]. Основные дескрипторы САС связаны преимущественно с индивидуальной историей взаимоотношения субъекта с миром, а дескрипторы СПС - с логикой предметной области [2]. Приведенные результаты позволяют предположить, что САС и СПС можно рассматривать как интегральные структурные составляющие СИЗ, соотношение которых дает возможность выделить этапы приобретения компетенции и проявляется в различных сочетаниях феноменов Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы установить соответствие между последовательными этапами формирования СИЗ в стратегической игре и соотношением синдромов индивидуально-психологических свойств, описывающих интуитивный и рациональный типы взаимодействия субъекта с миром. Описание типологии взаимоотношений с миром и соответствующих им структурных компонентов субъекта позволит перейти к описанию формирования компетенции в конкретной предметной области как эволюции, развития субъекта. Цель работы предполагает выработку отношения к следующей системе исследовательских гипотез, которые представляются наиболее правдоподобными, если учитывать данные литературы. (Формулировки контргипотез опущены, так как в данном случае они являются прямыми отрицаниями гипотез.) Гипотеза 1.Дескрипторы СИЗ разделяются на группы, описывающие САС и СПС. Гипотеза 2. Существуют различия в динамике формирования САС и СПС в процессе приобретения компетенции. Гипотеза 3.Соотношение процессов формирования САС и СПС изменяется в возрастном ряду. Гипотеза 4.Индивидуально-психологические характеристики группируются в Синдромы, описывающие интуитивный ( Гипотеза 5.Существуют направленные изменения соотношения Гипотеза 6.Существуют направленные изменения выраженности индивидуально-психологических показателей Гипотеза 7. Характеристики САС соответствуют Гипотеза 8. Существует соответствие между динамикой формирования САС/СПС и соотношением Гипотеза 9. Существует соответствие между динамикой формирования САС/СПС и динамикой соотношения Решались следующие задачи:
Так как особенности психодиагностических методик не дают возможности оценить динамику измеряемых показателей на кратком интервале формирования компетенции в исследовании, то сравнивали: а) выраженность б) особенности динамики САС и СПС в процессе формирования компетенции у испытуемых, различающихся по показателям, входящим в МЕТОДИКА
Описание протоколов игр в координатах ходов на игровом поле преобразовывали в индивидуальные протоколы последовательных актов игры для каждого игрока, которые служили основой для формального количественного описания СИЗ через перечисление компонентов и отношений между ними. Подробное описание правил и процедуру реконструкции СИЗ см. в [2]. СИЗ была описана как множество базовых компонентов и их групп (стратегий и доменов). На множестве базовых компонентов описаны отношения следования, генерации, координации, AND, IOR, XOR [2]. 3. Оценка индивидуально-психологических характеристик испытуемых. Полезависимостъ-поленезависимостъ определяли по тесту EFT (разработанному Г. Уиткиным [55]) у всех испытуемых 1-4-й возрастных групп и у 27 испытуемых 5-й группы. Применялись детский, подростковый и взрослый варианты теста. Более подробно см. в [24]. Импульсивность-рефлективность определяли у всех испытуемых 1-4-й возрастных групп и у 27 испытуемых 5-й группы. Использовали методики TE-NA-ZO [52] (более подробно см. [24]) и подбора сходных фигур Кагана [50]. Анализ соотношения количества ошибочных решений и времени первого ответа при выполнении задания показал, что зависимость количества ошибок от логарифма времени решения хорошо аппроксимируется линейной функцией (R = 64; р < .001) (см. рис. 1). Существование такой зависимости дает основание для раздельного использования оценок ошибок и времени для построения двух сходных по смыслу, но различных по основанию классификаций (см. разд. 4 "Основные статистические гипотезы", гипотеза 9). Следует также отметить, что использование классификации, построенной только на оценках ошибок или времени решения, позволяет избежать выделения классов "быстрые точные" и "медленные неточные", положение которых на дихотомической шкале "импульсивности-рефлективности" не определено. Соотношение первой и второй сигнальных систем определяли для специальной подвыборки взрослых испытуемых (27 чел.) по методике М.Н. Борисовой [8], основанной на запоминании и последующем узнавании или описании зрительных объектов. С каждым испытуемым проводилось 5 серий узнавания и 5 серий описания изображений. Рассчитывалась разница между количеством правильных узнаваний и правильных описаний. Затем испытуемые ранжировались: меньшие ранги присваивали имеющим положительную разницу, а большие - имеющим отрицательную разницу [11]. Особенности выраженности черт личности определяли для специальной подвыборки взрослых испытуемых (27 чел.) по опроснику Кеттела 16PF [26]. Использовалась форма А в компьютерной версии [39]. Факторы интерпретировали в соответствии с [18, 26]. Определение уровня развития мышления проводилось у детей 1-4-й возрастных групп по задачам Ж. Пиаже [31]: 1) сохранение массы, веса и объема; 2) включение классов; 3) мультипликативная классификация; 4) вербальная классификация; 5) включение дополнительных классов; 6) мультипликация отношений (подробнее см. в [24]). Особенности креативности у испытуемых 1-4-й возрастных групп определяли по адаптированному варианту фигурной формы А теста Э. Торранса [25]. Испытуемым предлагались тестовые тетради с 10 элементами для завершения изображений наиболее оригинальным, с их точки зрения, способом. В соответствии с имеющимися нормативами ответов для каждого испытуемого вычислялись показатели оригинальности и проработанности. Характеристики социального интеллекта определяли для специальной подвыборки взрослых испытуемых (27 чел.) по адаптированному тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена [27]. ![]() Рис. 1. Соотношение количества ошибочных распознаваний и времени первого ответа при определении импульсивности-рефлективности. По оси абсцисс - время первого ответа (с, логарифмический масштаб); по оси ординат - количество ошибок. Показана линия регрессии (R2 = .403) и 95%-ный доверительный интервал (штриховые линии). Обозначения: кружки - медленные точные испытуемые, треугольники - быстрые точные, квадраты - медленные неточные, звездочки - быстрые неточные. 4. Основные статистические гипотезы: К гипотезе 1 H1 : Множество дескрипторов СИЗ разделяется на два кластера (иерархический кластерный анализ). H1 : Дескрипторы СИЗ распределены по двум различным факторам (факторный анализ). H1 : Существует большее число достоверных корреляций внутри выделенных групп дескрипторов СИЗ, чем между группами (критерий c2). H0 : Множество дескрипторов СИЗ не разделяется достоверным образом на группы. К гипотезе 2 Соотношение САС и СПС в процессе приобретения компетенции оценивали по характеристикам функции кросскорреляции (ФК) между отдельными их дескрипторами. ФК рассчитывали на интервале между 1-м и 270-300-м ходами игры при приобретении компетенции. ФК для этого интервала может иметь достоверные значения со сдвигом от -100 до +260 ходов. При описании и сравнении ФК оценивали следующие показатели: а) значение функции при нулевом сдвиге; б) положение и величину максимума относительно нулевого сдвига; в) фазность функции и выраженность фаз (особенно наличие отрицательной фазы); г) общую конфигурацию. Достоверность значений ФК и положение пересечений нулевой линии определяли по превышению 95%-ного доверительного интервала. Значения двух ФК сравнивали по z-преобразованию Фишера. При построении ФК первым компонентом пары всегда были дескрипторы САС. H1 : На функции кросскорреляции между показателями САС и СПС выделяется экстремум, расстояние до которого от нулевой точки и амплитуда достоверно отличаются от нуля. H0 : На функции кросскорреляции не должно быть значений, отличных от нуля, кроме точки нулевого сдвига. H1 : Динамика значений дескрипторов САС и СПС описывается кривыми разного порядка. H0 : Динамика значений дескрипторов САС и СПС описывается кривыми одного и того же порядка. К гипотезе 3 H1 : Характеристики кросскорреляционных функций между дескрипторами САС и СПС для испытуемых разных возрастных групп различаются достоверно. H0 : Характеристики кросскорреляционных функций для этих случаев не различаются достоверно. H1 : Динамика значений дескрипторов САС и СПС описывается кривыми разного порядка. H0 : Динамика значений дескрипторов САС и СПС описывается кривыми одного и того же порядка. К гипотезе 4 H1 : Множество индивидуально-психологических показателей входит в состав различных факторов (факторный анализ). H0 : Множество индивидуально-психологических показателей не разделяется достоверным образом на группы. К гипотезе 6 H1 : Для индивидуально-психологических показателей, включенных в Н0 : Тренд отсутствует. К гипотезе 7 H1 : Индивидуально-психологические показатели связаны с дескрипторами САС или СПС в зависимости от того, относятся они к H0 : Корреляции между дескрипторами САС/СПС и индивидуально-психологическими показателями не зависят от того, относятся они к К гипотезе 8 H1 : Характеристики кросскорреляционных функций между дескрипторами САС и СПС в процессе приобретения компетенции различны для испытуемых с преимущественной выраженностью H0 : Характеристики кросскорреляционных функций для этих групп не различаются. H1 : 95%-ные доверительные интервалы кривых (ошибка среднего, стандартное отклонение), описывающих изменение дескрипторов САС и СПС в процессе приобретения компетенции, для испытуемых с преимущественной выраженностью H0 .; Доверительные интервалы кривых для этих групп не различаются. К гипотезе 9 Были построены альтернативные классификации Их количество было удвоено за счет включения или невключения возраста испытуемых. Шкалы, учитывающие эти данные (ШВ+), рассчитывали без каких-либо коррекций на возраст или разделения испытуемых на возрастные группы. Шкалы, элиминирующие предполагаемое влияние возраста (ШВ-), рассчитывали, корректируя значения показателей в соответствии с возрастом испытуемых. Для этого значения переменных заменяли на остатки, рассчитанные по регрессии переменных на возраст. Возможности построенных классификаций достоверно разделять дескрипторы САС и СПС, а также психологические характеристики оценивали по результатам дискриминантного анализа, в котором дихотомические значения 16 построенных классификаций использовали как классификационные переменные, а дескрипторы САС, СПС и психологические характеристики - как независимые переменные. Качество дискриминантных моделей оценивали по проценту правильных распознаваний принадлежности испытуемых к тому или иному классу. Эффективность ШВ+ и ШВ- в дискриминации показателей H1 : Процент правильной идентификации принадлежности испытуемых к группам с преимущественной выраженностью H0 : Эффективность классификации не зависит от того, учитывается или нет возраст испытуемых. 5. Статистическая обработка данных. Применяли: 1) факторный анализ - выделение факторов методом главных компонент с последующим косоугольным вращением; 2) иерархический кластерный анализ переменных; в качестве меры сходства использовали квадратичное евклидово расстояние: 3) многомерный дискриминантный анализ; 4) критерий Гипотезу H0 отвергали при р РЕЗУЛЬТАТЫАнализ дескрипторов СИЗ1.1.Классификация дескрипторов СИЗ (исследовательская гипотеза 1). Иерархический кластерный анализ групп дескрипторов СИЗ показал, что на массиве переменных можно выделить две большие группы; одна переменная не была включена в эти группы (см. рис. 2). В кластер I входят показатели логического пересечения групп компонентов СИЗ (D05-D26), связи компонентов отношения XOR/IOR (R06-R08), наборов компонентов СИЗ, на которых совершается выбор акта игры (Т12, Т14). Кластер II составили переменные, относящиеся к характеристикам стратегий (S01-S21) или к последовательной актуализации компонентов структуры знания (Т04 - Т10, Т15, ТЗ0). Важно отметить, что ни в одном случае факторы, отнесенные к первой или второй группе, не были объединены в одном и том же кластере. В результате факторного анализа массива дескрипторов СИЗ (метод главных компонент с последующим косоугольным вращением) выделяли два фактора. Установлено (см. таблицу), что в 1-й фактор (36.95% дисперсии) с наибольшими весами вошли показатели пересечений групп компонентов СИЗ (D05-D17; D19-D26), отношений между компонентами СИЗ (R06-R08) и наборов компонентов, составляющих альтернативы выбора (ТО7, Т14, Т15). Во 2-й фактор (21.08% дисперсии) вошли характеристики стратегий (S01, S02, S05-S07, S13-S27). ![]() Рис. 2. Дендрограмма разбиения множества дескрипторов СИЗ. Колонка слева - обозначения дескрипторов. Вертикальная прерывистая черта отмечает значимый скачок коэффициента слияния. I, II, III - выделенные кластеры. При разных способах классификации лишь 2 из 40 дескрипторов СИЗ (Т07 и Т15), оценивающие полустепени входа вершин графа игры, были отнесены к различным группам. Действительно, эти переменные описывают и одновременность актуализации компонентов, и последовательность состояний СИЗ. Частоты достоверных (р
![]() Рис. 3. Соотношение дескрипторов САС и СПС при приобретении компетенции. Кросскоррелограмма а - процессов формирования субдоменов (САС) и циклических ветвей дерева игры (СПС); б - процессов формирования отношений XOR (САС) и линейных стратегий (СПС); в - оценки связности доменов (САС) и количества альтернатив при принятии решения (СПС). На всех фрагментах - данные по 98 испытуемым, по 270-300 актов игры для каждого. По оси абсцисс - величина сдвига между процессами в числе последовательных ходов игры. По оси ординат - коэффициент кросскорреляции. Пунктир ограничивает 95%-ный доверительный интервал. Факторизация дескрипторов СИЗ
Метод главных компонент (выделяли 2 фактора) с последующим косоугольным вращением. Факторные веса менее .350 не показаны. * Значимые факторные веса (р Таким образом, принимаются статистические гипотезы H1, H1, H1. Две выделенные группы дескрипторов СИЗ можно идентифицировать как характеристики САС и СПС [24,28-30, 37]. Дескрипторы САС характеризуют структуру знания как набор одновременно актуализирующихся компонентов, связанных определенными отношениями. Дескрипторы СПС представляют собой параметры графа, описывающего ветвление, поляризацию, расчлененность структуры знания и определяющие последовательность событий в игре. Полученные результаты - это новые доказательства правомерности выделения составляющих СИЗ, они уточняют и расширяют представления о дескрипторах САС и СПС и их свойствах. 1.2. Особенности динамики САС и СПС в процессе приобретения компетенции (исследовательская гипотеза 2). Анализ 342 ФК, рассчитанных для пар дескрипторов САС и СПС на всем интервале формирования компетенции, показал, что значения функции зависят от величины временного сдвига между процессами формирования САС и СПС. Эта зависимость может проявляться в градуальном изменении и смене знака коэффициента с отрицательного на положительный по мере удаления от нулевого сдвига (рис. 3, а); знак функции может изменяться асимметрично относительно точки нулевого сдвига (рис. 3, б) или симметрично (рис. 3, в). Для разных пар дескрипторов САС и СПС периодичность кросскорреляционной функции составляет от 50 до 160 ходов игры (рис. 3, б, в). Для ФК, рассчитанных для пар дескрипторов, относящихся к группам САС и СПС (всего 342 ФК), отмечено достоверно большее число случаев сдвигов максимума относительно нуля, чем для пар дескрипторов САС (172 ФК) ( Сопоставление формы кривых, описывающих изменение значений дескрипторов САС и СПС в процессе приобретения компетенции, показало, что для дескрипторов САС характерен интенсивный монотонный рост показателей на всем интервале (рис. 5, а), который аппроксимируется степенной функцией (R2 = .261; F = 10264.5; р < 10-6). Для дескрипторов СПС характерно медленное изменение значений на 1-й трети интервала и дальнейший интенсивный рост с последующим замедлением (рис. 5, б), которые одинаково хорошо описываются немонотонными кубической (R2 = .410; F = 3247.4; р < 10-6) или логистической (R2 = .393; F = 18804.0; р < 10-6) функциями. Таким образом, принимаются статистические гипотезы H1 и Н1 '. ![]() Рис. 4. Соотношение дескрипторов САС и СПС при приобретении компетенции у испытуемых с различной степенью выраженности ![]() Рис. 5. Изменение величин дескрипторов САС и СПС при приобретении компетенции у испытуемых с различной степенью выраженности Динамика формирования САС и СПС различается: САС формируется с опережением по отношению к СПС. 1.3. Особенности динамики САС и СПС в возрастном ряду (исследовательская гипотеза 3). Форма ФК, рассчитанных для испытуемых разных возрастных групп, различается (рис. б). Для испытуемых 6-7 лет (рис. 6, а) в окрестностях нулевого сдвига ФК имеет достоверно отрицательные значения и изменяет знак лишь на самых поздних стадиях развития компетенции. У испытуемых 8-9 лет (рис. 6,б) ФК имеет аморфный характер, на всей эпохе анализа выделяется лишь небольшое количество достоверных значений функции. У испытуемых 9-10 лет ФК на всем протяжении имеет выраженный позитивный знак и не изменяет его (рис. 6, в). У испытуемых 12-13 лет (рис. 6, г) ФК имеет выраженный фазный характер с преимущественной позитивной фазой и сдвигом максимума на 58 актов игры относительно нуля. У взрослых испытуемых (рис. 6, д) форма кривой близка к кривой на рис. 6, г, хотя в этом случае отрицательная фаза более выражена (z-преобразование Фишера, тенденция .05 <р < .10), а сдвиг максимума относительно нуля достоверно меньше (41 акт игры; оценка вероятности пересечения 5% доверительных интервалов, р < .025). Сравнение формы ФК у испытуемых 6-7 лет и взрослых (по 342 ФК) показало, что с возрастом количество ФК с выраженной фазностью возрастает, а "плоских" ФК падает ( Сопоставление формы кривых, описывающих изменение значений дескрипторов САС и СПС в возрастном ряду, показало, что для дескрипторов САС характерен интенсивный монотонный рост показателей с возрастом испытуемых (рис. 7, а), которой лучше всего аппроксимируется линейной функцией (R2 = .149; F = 16.7; р < .001). Для дескрипторов СПС характерно быстрое нарастание значений с 12 лет (рис. 1, б), которое достаточно хорошо описывается нелинейными функциями,например квадратичной (R2 = .430; F = 35.76; p < .001). Таким образом, принимаются статистические гипотезы H1 и H1 ’. ![]() Рис. 6. Соотношение дескрипторов САС и СПС при приобретении компетенции испытуемыми разных возрастных групп. На всех фрагментах - кросскоррелограммы процессов формирования субдоменов (САС) и стратегий всех типов (СПС). а - испытуемые 6-7 лет (16 чел.; по 270-300 актов игры); б - 8-9 лет (21 чел.; по 270-300 актов игры); в - 10-11 лет (10 чел.; по 300 актов игры); г - 12-13 лет (14 чел.; по 300 актов игры); д - взрослые (37 чел.; по 296-300 актов игры). Остальные обозначения, как на рис. 3. ![]() Рис. 7. Изменение величин дескрипторов САС и СПС в возрастном ряду. По оси абсцисс - возрастные группы испытуемых (1 - 6-7 лет; 2 - 8-9 лет; 3 - 10-11 лет; 4 - 12-13 лет; 5 - взрослые); над обозначением групп указано количество испытуемых. По оси ординат: а - количество субдоменов (САС); б - количество циклических стратегии (СПС). На кривых показан 95%-ный доверительный интервал. Полученные данные показывают: 1) при приобретении компетенции существует тенденция к сокращению временного сдвига между началом формирования САС и СПС в возрастном ряду; 2) в возрастном ряду формированию СПС предшествует формирование САС. 2. Анализ индивидуально-психологических характеристик испытуемых2.1. Классификация индивидуально-психологических характеристик (исследовательская гипотеза 4). Факторизация матрицы индивидуально психологических характеристик (метод главных компонент, выделяли два фактора) показала, что в 1-й фактор (23.86% дисперсии) с наибольшими весами вошли оценки по опроснику Кеттела 16PF (факторы С+, I-, Q3+ и дополнительные факторы I- и III+). Во 2-й фактор (19.62% дисперсии) вошли оценки по опроснику Кеттела 16PF (факторы L-, Q2+ и дополнительный фактор II–). Проведенный анализ следует рассматривать лишь как эксплораторный. Испытуемые с высокими весами переменных по 1-му фактору характеризуются эмоциональной устойчивостью, экстраверсией, практичностью, объективностью, высокой организованностью поведения, они расчетливы, рациональны, не доверяют интуиции. Испытуемые с высокими весами переменных по 2-му фактору характеризуются отсутствием инициативы, доверчивостью, отсутствием стремления к конкуренции, тревожностью. Можно предположить, что 1-й фактор служит "ядром" множества индивидуально-психологических показателей, составляющих синдром рационального типа взаимоотношения с миром. Действительно, с этим фактором ассоциируются (тенденция .05 < р Таким образом, в соответствии со статистической гипотезой H1 (исследовательская гипотеза 4) можно принять, что на массиве индвидуальнопсихологических характеристик могут быть выделены два фактора, допускающие интерпретацию в терминах 2.2. Изменение показателей, включенных в Показатель оригинальности (по тесту Торранса) нарастает до 10–11-летнего возраста, а затем достоверно снижается (медианный тест: 3. Соотношение структурных характеристик СИЗ с синдромами интуитивного и рационального типов взаимоотношений с миром3.1. Соотношение групп дескрипторов САС и СПС с У поленезависимых испытуемых по сравнению с импульсивными дескрипторы САС связаны большим количеством положительных корреляций, а СПС – меньшим количеством отрицательных корреляций (медианный тест: Выявлены отрицательные корреляции между характеристиками стратегий (дескрипторы СПС) и количеством задач Пиаже, правильно решив которые, испытуемый не сумел объяснить эти решения. Отмечено, что достоверных коэффициентов корреляции между оценкой способности дать вербальное объяснение уже решенной задачи с характеристиками СПС несколько больше, чем с характеристиками САС (медианный тест: Для группы взрослых испытуемых (27 чел.) показано, что фактор С опросника 16PF положительно коррелирует с показателями СПС (9 дескрипторов стратегий, коэффициенты от .38, р = .047, до .58, р = .001) и отрицательно с дескрипторами САС (два коэффициента – с количеством компонентов СИЗ, связанных отношениями XOR, –.40, р = .04, и с количеством пересечений групп компонентов СИЗ, –.39, р = .04). Фактор I оказался связанным исключительно с дескрипторами СПС: характеристиками стратегий (шесть коэффициентов – от –.41, р = 0.32, до –.63; р = .01), оценками отношения следования (R = –.41, p = .032) и количествам альтернатив при выборе хода (R = –.50, р = .008). Фактор Q2 отрицательно коррелировал с дескриптором САС – взаимопересекающимися группами компонентов (пять коэффициентов – от –.41, р = .038, до –.46, р = .02) и положительно – с дескриптором СПС – количеством гибких стратегий (R = .47, p = .013). Фактор Q3 проявил связь только с дескрипторами СПС (стратегии, пять коэффициентов – от .39, р = .04, до .50, р = .008). Вторичные факторы I и III также связаны только с дескрипторами СПС (стратегии, десять коэффициентов – от .40, р = .04, до .63, р = .001). Разделение испытуемых на две группы в соответствии с ранговыми оценками различия между узнаванием и описанием изображений по методике М.Н. Борисовой оказалось связанным с оценкой степени связности (взаимного перекрытия) множеств компонентов СИЗ (точный критерий Фишера, р = .36): преимущественной выраженности 1-й сигнальной системы соответствует меньшая связность множеств компонентов (дескриптор САС). Оценка социального интеллекта показала отрицательную связь способности понимания вариативности вербального поведения в зависимости от контекста с дескрипторами САС (степенью дифференцированности групп компонентов СИЗ, R = –.40, р = .04, и взаимной пересеченностью этих групп: R = –.45, р = .02), а также положительную связь с дескриптором СПС (количеством гибких стратегий: R = .51, р = .006). Сопоставление значений дескрипторов СИЗ и индивидуально-психологических характеристик в группах испытуемых гуманитарного и естественного циклов обучения показало, что длина стратегий и количество отношений следования, определяющих порядок актов при их реализации (дескрипторы СПС), имеют меньшие значения у студентов гуманитарного цикла (медианный тест, для всех сравнений: Таким образом, совокупность полученных результатов позволяет принять статистическую гипотезу H1 , согласно которой дескрипторы САС в большей степени связаны с 3.2.Динамика САС и СПС в процессе формирования компетенции у испытуемых с преимущественной выраженностью показателей, входящих в Характеристики формирования САС у испытуемых с низкими и высокими оценками социального интеллекта на протяжении первой половины интервала приобретения компетенции не различаются (рис. 5, а). На поздних стадиях приобретения компетенции САС у испытуемых с низкими оценками формируется менее интенсивно. СПС у испытуемых с высокими оценками социального интеллекта формируется быстрее (рис. 5, б). Таким образом, полученные результаты позволяют принять статистическую гипотезу H1 . Формирование САС и СПС продолжается на всем интервале приобретения компетенции независимо от выраженности у испытуемых 3.3. Динамика САС и СПС в процессе формирования компетенции у испытуемых разного возраста, различающихся по показателям, входящим в При использовании классификационных шкал III+ идентификация принадлежности испытуемых к группам с преимущественной выраженностью Наилучшие дискриминантные модели дескрипторов САС и СПС были построены при использовании в качестве классификационных переменных показателей полезависимости-поленезависимости и импульсивности-рефлективности (72.60 и 81.08% правильных идентификаций соответственно). Таким образом, полученные результаты позволяют принять статистическую гипотезу H1 : выраженность синдрома ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ1. САС и СПС как структурные составляющие СИЗ и их формированиеАнализ данных показал, что в СИЗ выделяются две основные структурные составляющие, которые по их свойствам идентифицированы как САС и СПС [24, 28–30,37]. СПС как структурная составляющая СИЗ фиксирует возможности определенных последовательностей актуализации компонентов СИЗ, причинно-следственные отношения между последовательными состояниями СИЗ и событиями в предметной области [24, 28]. Специально отметим, что свойства СПС преимущественно соответствуют структуре предметной области [2]. САС характеризует структуру знания как набор одновременно актуализирующихся компонентов, связанных определенными отношениями. Поскольку САС является сетевой структурой, при ее актуализации во взаимодействие вовлекаются не только компоненты СИЗ, в которых зафиксированы параметры "прямых" результатов, но и все компоненты СИЗ, ассоциированные с ними. Это согласуется с представлениями Я.А. Пономарева об особом значении фиксации и возможности актуализации побочных продуктов взаимодействий в определении круга феноменов интуитивного в отличие от логического [32–34]. Показано, что на всем протяжении приобретения компетенции у испытуемых разного возраста САС и СПС постоянно развиваются, так что не происходит ни постепенного замещения одной составляющей другою, ни прекращения формирования одной из них. Анализ выявил асинхронию в формировании САС и СПС: САС формируется более интенсивно на ранних стадиях онтогенеза, чем СПС; при приобретении компетенции формирование САС также опережает становление СПС, а это показывает, что САС является структурной основой формирования СПС. Однако установленный в исследовании фазный характер взаимоотношений САС и СПС показывает, что и СПС, в свою очередь, представляет собой исходный структурный уровень для последующего развития САС. Полученные данные подтверждают предположение о фазности (смене) доминирующих уровней при решении творческой задачи [35]: более высокого, на котором возникает задача как каузальная логическая структура, и субдоминантного, на котором средство к решению задачи формируется как побочный продукт; и разнообразии вариантов сочетания фаз. Установлено, что с возрастом испытуемых синхронность формирования САС и СПС увеличивается, что означает: цикл смены доминирующей роли одной из составляющих СИЗ сокращается. Возможно, что фазность соотношения САС и СПС является важным условием высокого развития СИЗ, а следовательно, и субъекта в целом. У детей 6–10-летнего возраста длительность фазы смены доминирования САС и СПС превышает время формирования компетенции в исследовании (рис. 6, а, б, в). Наибольшей синхронности процессы формирования САС и СПС достигают у взрослых испытуемых (рис. 6, г) с высокими оценками социального интеллекта (рис. 4) и при снижении выраженности индивидуально-психологических черт, характерных для "синдрома интуитивности" ( Следует отметить сходство фазного характера формирования САС и СПС в процессе приобретения компетенции и в возрастном ряду. Можно предположить, что количество смен САС и СПС в качестве доминирующего компонента в развитии определяется сложностью структуры (зрелостью) предметной области. Поэтому у индивидов с развитыми САС и СПС и быстрой сменой формирования САС и СПС (более "зрелых") процесс формирования компетенции в предметной области займет меньше времени, чем у индивидов с менее развитыми САС и СПС и медленной сменой доминирования той или другой составляющей. 2. Индивидуально-психологические характеристики, их соответствие
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||