|
| |||||||||||
Связь между эмоциональностью и модальной отнесённостью прилагательных русского языкаОбработка текста и когнитивные технологии. №11. Труды VIII Международной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике», т. 1. Казань: КГУ, 2006. Стр. 378-386. ABSTRACTThe research is based on the assertion that individual development is a transition from less differentiated forms to more differentiated ones. The data on consecutive ontogenetic formation of behaviour based on olfactory, tactile, acoustic and visual interaction with environment suggest that association of behaviour with a certain sensory modality is connected with the degree of differentiation of this behaviour. We define association of memory with a certain sensory modality as the relationship between the way to achieve the result of the behavioural act where this memory is actualized and predominant usage of a certain sense. Association of adjectives with a certain sensory modality means their relationship with the domain of memory characterised by appropriate modality. It has been shown in this research that the quantity of adjectives presumably related to description of results of more differentiated behaviour (based on later formed modalities) exceeds the quantity of adjectives related to description of results of less differentiated behaviour (based on early formed modalities). From the viewpoint of the united concept of consciousness and emotions (Alexandrov, 1999), emotions are considered as the characteristic related to the least differentiated systems. It was hypothesised that emotionality ratings of adjectives depend on their association with certain sensory modality. Specifically the adjectives related to usage of the least differentiated and early formed systems should be rated as the most emotional. In this research it has been shown that adjectives related to early formed sensory modality (olfaction) are rated as more emotional as compared with adjectives related to later formed modality (vision). КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАЭмоции, сенсорная модальность, индивидуальный опыт, развитие, прилагательные. ВВЕДЕНИЕЭмоциональность и модальная отнесённость исследовались с помощью методики оценивания слов, описывающих поведение, в ходе реализации которого используется тот или иной орган чувств. Наша работа может быть отнесена ко все возрастающему по числу исследований направлению, в котором слова используются для анализа соотношения между когнитивными процессами и эмоциями (Neshat Doost H.T. et al., 1999, p. 433-434; Bamberg M., 1997). При этом вслед за H.R. Maturana (1970) мы считаем, что познавать значит учиться индивидуальным актам или кооперативному взаимодействию. В специальных исследованиях показано, что эмоциональные слова при описании соответствуют границам эпизодов-событий, т.е. переходу от одного события к другому (Bamberg M., 1997). С позиций системного рассмотрения поведенческого континуума переход от одного события к другому соответствует системным процессам оценки результата предыдущего акта и принятию решения о следующем в континууме (Швырков. В.Б., 1978). В исследовании использовались прилагательные, которые, как мы полагаем, необходимы для описания именно качественных характеристик результатов, характеристик, тесно связанных с эмоциональностью. Методики оценивания прилагательных широко используются при исследовании эмоций, настроения и стрессового состояния (Meddis R., 1972; Watson D. et al., 1988; Nemanick R.C. et al., 1994; Whitlock R.V. et al., 1998; Scott B. et al., 2001). Прилагательные служат для выражения качественной оценки предметного мира, причем чаще всего качественные прилагательные служат для наименования тех свойств, которые воспринимаются органами чувств (А.Н. Тихонов, 2003). Именно прилагательные используются лингвистами, изучающими представленность модальностей в языке (И.Г. Рузин, 1994). Кроме того, анализ списка из 807 эмоциональных слов (Словарь эмоциональных слов Шарова С.А) показывает, что большинство относящихся к органам чувств слов являются именно прилагательными ( Взрослые индивиды обычно используют мультисенсорную информацию. Однако одна из модальностей может стать преобладающей при достижении необходимого результата, особенно в экспериментальных условиях. С помощью слов, имеющих разную модальную отнесённость, можно обратиться к опыту, сформированному на разных этапах онтогенеза, так как модально-специфичные системы лежат в основе репрезентации и использования понятийного знания (L.W. Barsalou et al., 2003). Предметом данного исследования является эмоциональность как характеристика низко дифференцированных эволюционно и онтогенетически старых систем, отражённая в языке через процесс эмоционального обучения. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ЭМОЦИЙ 1.В рамках системно-эволюционного подхода формирование новой системы, направленной на достижение приспособительного результата, рассматривается как фиксация этапа индивидуального развития (Швырков В.Б., 1995). Сходные представления формулировались и другими авторами (Пономарёв Я.А., 1999). Индивидуальный опыт субъекта, таким образом, представляет собой совокупность функциональных систем разного онтогенетического возраста. Функционирование организма осуществляется за счёт актуализации (активации) систем, сформированных на различных этапах индивидуального развития. Таким образом, особенности актуализируемого в поведении опыта зависят от того, на каких этапах онтогенеза были сформированы его элементы (системы). 2.Решающим фактором развития организма является его взаимодействие с окружающей средой, обеспечиваемое при участии различных органов чувств. Имеются данные о том, что в раннем онтогенезе формирование поведения, основанного на обонятельном, тактильном, слуховом и зрительном контакте со средой, происходит последовательно (Gottlieb G., 1971). Эти данные позволяют предположить наличие в индивидуальном опыте субъекта систем, имеющих разную модальную отнесённость. Под модальной отнесённостью понимается связь способа достижения результата данного поведенческого акта с преимущественным использованием определённого органа чувств. Следует отметить, что эти системы имеют разный возраст, так как системы, имеющие тактильную, обонятельную и вкусовую модальную отнесённость, формируются раньше, чем системы, имеющие слуховую и зрительную модальную отнесённость (Gottlieb G., 1971). В экспериментах на животных с регистрацией нейронной активности, проведённых в лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова, Института психологии РАН, было обнаружено, что осуществление поведения обеспечивается не только посредством реализации новых систем, сформированных при обучении актам, которые составляют это поведение, но и посредством одновременной реализации множества более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития (Александров Ю.И. и др., 1997; Швырков В.Б., 1995). Таким образом, можно предполагать, что каждый поведенческий акт включает системы поведенческих актов, сформированных на ранних стадиях онтогенеза и характеризующихся той или иной модальной отнесённостью. 3.Формирование индивидуального опыта осуществляется как переход от менее дифференцированных к более дифференцированным формам (см. в Александров Ю.И., 1989, 2004; Чуприкова Н.И., 1997). Системы, сформированные на ранних этапах онтогенеза, характеризуются меньшей дифференцированностью, чем системы, сформированные на поздних этапах онтогенеза. С позиций единой концепции сознания и эмоций эмоции рассматриваются как характеристика, максимально выраженная у наименее дифференцированных систем. Иначе говоря, эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации: «хорошо-плохо» (Alexandrov Yu.I., 1999a,b). Сходные в этом аспекте представления высказывались и другими авторами (Анохин П.К., 1978; Петренко В.Ф., 1997; Berntson et al., 1993; Caccioppo&Gardner, 1999; Davidson et al., 1992; Goldfield, 1995; Pankseepp, 2000; Pankseepp&Pankseepp, 2000; Schneirla, 1939, 1959; Zajonc, 1980). Петренко В.Ф. отмечает, что более ранние, слабо дифференцированные, связанные с эмоциональным тоном коннотативные семантические пространства и предметно-категориальные денотативные пространства являются не морфологически и функционально раздельными «механизмами», а разными уровнями соотношения субъекта и мира, фиксирующими этапы развития, идущего от единого глубинного отражения к развитым формам классификации (Петренко В.Ф., 1997, стр. 153-154). ГИПОТЕЗЫПриведённые выше данные и соображения позволяют предполагать, что модальная отнесённость опыта связана с его эмоциональностью через степень дифференцированности актуализируемых систем. На основе данного предположения были сформулированы следующие теоретические гипотезы: 1. В языке прилагательные, используемые для оценки результатов более новых дифференцированных систем, количественно преобладают над прилагательными, используемыми для описания результатов более старых низко дифференцированных систем. 2. Прилагательные, использующиеся для описания результатов, достигаемых при преимущественном функционировании более рано формирующихся систем, будут оцениваться участниками более эмоционально, чем прилагательные, использующиеся для описания результатов, достигаемых при преимущественном функционировании более поздно формирующихся дифференцированных систем. Исследовательские гипотезы.1). К наиболее поздно формирующейся модальности (зрению) будет отнесено больше прилагательных, чем к слуху, а к слуху будет отнесено больше прилагательным, чем к другим, более рано формирующимся модальностям (к обонянию/вкусу и к тактильным ощущениям). 2). Прилагательные, относящиеся к зрению, будут оцениваться как менее эмоционально интенсивные, по сравнению с прилагательными, относящимися к другим, более рано формирующимся модальностям. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯИсследование проходило в два этапа: 1) экспертная оценка с целью отнесения прилагательных к различным модальностям; 2) эмоциональная оценка прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость. 1) Экспертная оценка с целью отнесения прилагательных к различным модальностям. Для экспертной оценки предлагались прилагательные, отобранные из Словаря русского языка (под ред. А.П. Евгеньевой, 1999). Критерием отбора прилагательных была возможность воспринять какими-либо органами чувств то свойство окружающей среды, которое обозначается данным прилагательным. Из списка отобранных таким образом прилагательных исключались прилагательные, являющиеся полными синонимами к тем прилагательным, которые уже были отобраны. Всего экспертом было предложено 2600 прилагательных. В экспертной оценке прилагательных принимали участие 10 экспертов (студентов) в возрасте от 19 до 23 лет (медиана 21), 8 женщин и 2 мужчин. Каждому из экспертов давался бланк инструкции и 50 бланков (страниц) для ответа, содержавших 2600 отобранных на первом этапе прилагательных, располагавшихся в алфавитном порядке. Эксперты работали над заданием в течение двух недель в свободное время. Нужно было указать все органы чувств, с помощью которых признак, обозначенный прилагательным, мог быть воспринят. При этом тот орган чувств, который первым «пришёл в голову», получал ранг 1, второй ранг 2 и т.п. для каждого прилагательного. Критерием отбора прилагательного для дальнейшего исследования было отнесение его к определённой модальности девятью экспертами из десяти вне зависимости от ранга оценки. Были отобраны прилагательные трёх типов: унимодальные (каждое прилагательное отнесёно экспертами только к одному органу чувств), бимодальные (относились одновременно к двум органам чувств) и трёхмодальные (относились сразу к трём органам чувств). Для дальнейшего исследования было отобрано 746 прилагательных, отнесённых к зрению, обонянию, слуху, вкусовой и тактильной чувствительности. Всего несколько слов было отнесено участниками к мышечной, телесной или органной чувствительности, поэтому эти прилагательные были исключены из дальнейшего исследования. 2)Эмоциональная оценка прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость. В данной части эксперимента принимало участие 35 студентов психологического факультета в возрасте от 17 до 23 лет (медиана = 18), 28 женщин и 7 мужчин. Эмоциональная оценка ситуаций давалась участниками индивидуально с помощью нажатий клавиш на клавиатуре компьютера. Исследование включало в себя тренировочную и экспериментальную серии. Перед экспериментальной серией участнику на экране компьютера давалась инструкция: «Вам предлагается оценить своё эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, которые Вам будут предложены. Для этого используйте 11-балльную шкалу от +5 до -5, где +5-очень приятно, -5-очень неприятно, 0-нейтрально. При оценке доверяйте своему первому ощущению и старайтесь опираться на то, что Вы раньше испытывали в подобных ситуациях». Весь эксперимент длился от 1 часа до 1 часа 20 минут. На черном фоне монитора в центре в белой рамке белыми буквами была написана фраза, которая менялась, но никогда не исчезала с экрана. Под фразой появлялось прилагательное, которое исчезало через 1500 мс после своего появления. После исчезновения слова участник должен был нажать на одну из клавиш ответа, обозначенных на клавиатуре цифрами от 5 до +5, и вернуть палец на клавишу «Пробел». После этого через 800 мс под фразой загоралось новое прилагательное, и участник снова давал на него ответ вышеописанным образом. В ходе всего эксперимента участник должен был удерживать одним пальцем (указательным или средним) одной предпочитаемой руки (левой или правой) клавишу «Пробел». Только когда прилагательное под рамкой исчезало, он должен был отпустить клавишу «Пробел» и нажать этим же пальцем клавишу ответа, а потом сразу же вернуть палец на клавишу «Пробел» и держать её нажатой. Клавиши на клавиатуре участника были все заклеены белой непрозрачной изоляционной лентой. На клавишах третьего ряда снизу (буквы ф,ы,в,а,п,р,о,л,д,ж,э) клавиатуры участника слева направо были написаны чёрным цветом на белом фоне цифры «-5», «-4», «-3», «-2», «-1», «0», «+1», «+2», «+3», «+4», «+5», соответственно. Эти 11 клавиш являлись клавишами ответа. В экспериментальную серию были включены 746 прилагательных, отнесённых экспертами к пяти органам чувств. Все прилагательные, отнесённые к одному органу чувств, случайно разбивались на группы: 180 отнесённых к слуху прилагательных (3 группы по 60 слов), 57- к тактильным ощущениям (1 группа), 105 к обонянию (2 группы, 52 и 53 слова), 122 к вкусу (2 группы по 61 слову), 282 к зрению: 1 группа для цвета (52 слова) и 4 группы для формы и размера (по 57-58слов). Эти прилагательные дополняли ситуацию, описанную в рамке в центре экрана. Всего было 6 типов ситуаций и 6 соответствующих фраз в рамке: «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ВИДИТЕ ОБЪЕКТ»; «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ВИДИТЕ ЦВЕТ»; «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА СЛЫШИТЕ ЗВУК»; «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ЧУВСТВУЕТЕ ЗАПАХ»; «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ОЩУЩАЕТЕ ВКУС»; «ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ТРОГАЕТЕ ОБЪЕКТ». Экспериментальная серия состояла из предъявления 13 ситуаций (фраз) в следующей последовательности: «зрение», «слух», «запах», «зрение», «вкус», «тактильные ощущения», «цвет», «слух», «запах», «зрение», «вкус», «слух», «зрение». Под каждой фразой последовательно предъявлялись соответствующие ей прилагательные одной группы (для зрения прилагательные, отнесённые к зрительной модальности, для звука прилагательные, отнесённые к слуху и т.д.). РЕЗУЛЬТАТЫВ данном разделе приведены только те данные, которые являются статистически значимыми. Гипотеза 1. Существуют статистически значимые различия между количеством прилагательных, отнесенных экспертами к разным модальностям. На Рисунке 1 показано процентное соотношение прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость. На рис. 1. представлены только унимодальные прилагательные (связанные только с одной модальностью). ![]() Рис. 1. Процентное соотношение прилагательных, имеющих разную модальную отнесенность. Различия между количествами прилагательных, отнесённых к разным органам чувств, оценивались с помощью углового преобразования Фишера Гипотеза 2. Частота встречаемости высоко (-5, -4, +4, +5) и низко эмоциональных оценок (-1, 0, +1) различается для прилагательных, отнесённых к разным модальностям. Распределения оценок эмоциональности для прилагательных, отнесённых к зрению и обонянию, представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение высоко, средне и низко эмоциональных оценок унимодальных прилагательных, отнесённых к зрению и обонянию. Оценка эмоциональности прилагательных проводилась участниками (n=35) по шкале Likert от 5 до +5. Количество высоко эмоциональных (4,5) и низко эмоциональных (0, 1) оценок статистически значимо различаются для прилагательных, имеющих зрительную и обонятельную модальную отнесённость (угловое преобразование Фишера ВЫВОДЫ1.Наибольшее количество прилагательных было отнесено к зрительной модальности. Число прилагательных, отнесенных к другим модальностям, уменьшалось следующим образом: слух вкус/запах тактильные ощущения. Таким образом, следует принять гипотезу о том, что в языке прилагательные, используемые для оценки результатов более дифференцированных систем, количественно преобладают над прилагательными, используемыми для описания результатов менее дифференцированных систем поведенческих актов. 2.Оценивание прилагательных по шкале эмоциональной интенсивности показало, что прилагательные, отнесённые к более рано формирующемуся поведению основанному на обонянии, вызывают более интенсивные эмоции, чем прилагательные, относящиеся к более поздно формирующимся актам, основанным на зрении. Эти данные согласуются с гипотезой о том, что прилагательные, использующиеся для описания результатов, достигаемых при преимущественном функционировании более рано формирующихся систем, оцениваются участниками более эмоционально, чем прилагательные, использующиеся для описания результатов, достигаемых при преимущественном функционировании более поздно формирующихся дифференцированных систем. По-видимому, воображаемая ситуация достижения результата оценивается как более или менее эмоционально насыщенная в зависимости от того, системы какого онтогенетического возраста преимущественно активны при реальном достижении этого результата. БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯВ настоящее время реализуется следующий этап исследования, которое будет включать более представительную выборку. В рамках проводимого исследования планируется регистрация электродермальной активности и сердечного ритма в ходе оценивания прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость, так как во многих исследованиях обнаружено, что появление эмоций сопровождается изменениями упомянутых показателей, которые по- разному связаны с изменением валетнтности (Аракелов Г.Г., Шотт Е.К, 1998; Букзайн В., 1994; Васильев И.А., 1998; Кулюткин Ю.Н., 1973; Тихомиров О.К., 1984; Ekman P., 1999). Кроме того, показано, что данные самоотчёта и объективные показатели поведения в ходе классификации эмоциональных стимулов могут различаться (Alaoui-Ismaili O. et al., 1997). Мы предполагаем, что в проводимом исследовании данные самоотчёта и объективные показатели также могут не совпадать, характеризуя разные стороны и уровни системной организации поведения. Актуальность исследования. Исследование позволяет внести вклад в понимание различий использования языка при оценке результатов поведенческих актов, сформированных на разных этапах индивидуального развития. Новизна исследования состоит в том, что оно рассматривает проблему того, как закономерности ранних этапов индивидуального развития человека, зафиксированные в структуре его индивидуального опыта, отражаются в культурных продуктах, таких как язык. Теоретическая значимость. Исследование позволяет проверить предположение о том, что история формирования поведения может фиксироваться в культурном опыте (в языке). Это открывает для системно-эволюционной парадигмы новый подход к исследованию социального поведения человека. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов при производстве рекламы и других информационных продуктов. БЛАГОДАРНОСТЬИсследования поддержаны фондом РФФИ (№05-06-803-57) и Советом по грантам Президента РФ ведущим научным школам РФ (№НШ-1989.2003.6). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||||||||