HomeHomeHome


Информационная поддержка учебных курсов


Материалы в Интернете

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Программа дисциплины

«Введение в когнитивную науку»

Преподаватель – ассистент кафедры общей психологии,
к.п.н. М.В. Фаликман

I.Организационно-методический раздел

II.Содержание курса

III.Литература и интернет-ресурсы

I. Организационно-методический раздел

Цель курса: формирование у современного специалиста в области общей психологии ориентировки в спектре основных направлений исследования познания, а также фундаментальных и прикладных дисциплин, граничащих с экспериментальной психологией познания; подготовка психолога к участию в междисциплинарных исследованиях познания совместно с учеными других специальностей.

Задачи курса:

  1. представить панораму становления и современное состояние когнитивной науки – области междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами;

  2. сформировать умение сопоставительного анализа различных моделей и подходов в психологии познания, а также соотнесения экспериментальных, нейрофизиологических, клинических данных и теоретических моделей (на примере современных исследований перцептивного внимания);

  3. создать систематическое представление о проблемах и принципах междисциплинарных исследований познания.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс предназначен для студентов 4-5 курсов психологических факультетов университетов, полностью прослушавших базовый курс общей психологии. Курс предполагает расширение и углубление базовых знаний, полученных в рамках разделов психологии восприятия, мышления, внимания и памяти, с привлечением экспериментально-психологических, нейрофизиологических и клинических данных, философии сознания, лингвистики, культурной антропологии, а также подходов к моделированию познания в компьютерных науках и системах искусственного интеллекта. Предполагается также рассмотрение роли и места психологии в таких прикладных областях когнитивной науки, как распознавание образов, распознавание и синтез речи, создание интеллектуальных пользовательских интерфейсов, базы знаний, системы поддержки принятия решения и экспертные системы, системы поиска информации и обработки текстов на естественном языке, интеллектуальные обучающие системы и адаптивные алгоритмы обучения, робототехника, виртуальные реальности, компьютерная графика и дизайн и др. Помимо специализации «Общая психология», курс может быть рекомендован также для специализаций «Психофизиология» и «Инженерная психология».

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате прохождения курса ожидается освоение слушателями следующих знаний и умений:

  • общее представление об актуальных направлениях, подходах, фундаментальных и прикладных областях когнитивной науки;

  • общее представление о современных методах когнитивной науки и ее отдельных отраслей, а также о возможностях и ограничениях их применения;

  • умение соотнести факты и данные из разных областей психологии познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления) и системы наук о познании (нейрофизиологии, когнитивного моделирования, лингвистики и др.);

  • умение выделить психологические аспекты междисциплинарных проблем когнитивной науки и подобрать наиболее адекватный подход к их решению.

Форма итогового контроля: зачет по вопросам, отражающим содержание спецкурса и рекомендуемой литературы. Возможна подготовка реферата по одной из тем курса на основе указанных преподавателем современных зарубежных источников по когнитивной психологии внимания или перевод обзорной работы по когнитивной науке.

II. Содержание курса

1. Разделы курса

  • Введение в когнитивную науку. Ее история и современное состояние. Составляющие когнитивной науки: экспериментальная психология познания, философия сознания, нейронаука, компьютерная наука и искусственный интеллект, лингвистика, когнитивная антропология.

  • Основные подходы в когнитивной науке: символьный, модульный и нейросетевой.

  • Принципы и примеры междисциплинарных исследований познания. Фундаментальные и прикладные исследования.

2. Темы и краткое содержание

Тема 1. Философские и методологические основания когнитивной науки. Познание как проблема междисциплинарных исследований. Возможности моделирования познания и проблема познающего субъекта. Определение познания и система познавательных процессов. Науки о познании как науки о памяти: от Платона к нейронным сетям. Роль и место метафор в организации исследований познания в когнитивной науке. Метафора, модель, теория в научном познании. Базовые составляющие когнитивной науки (экспериментальная психология познания, компьютерные науки и искусственный интеллект, философия сознания, лингвистика, нейронаука, когнитивная антропология) и примеры научных задач, решаемых в этих областях. Прикладное значение когнитивной науки.

Тема 2. История когнитивной науки. Истоки междисциплинарных исследований познания. «Когнитивная революция» 1956 года. Симпозиум в MIT: машинное моделирование, лингвистика и экспериментальная психология познания как краеугольные камни когнитивной науки. Симпозиум по искусственному интеллекту в Дартмуте и появление термина «искусственный интеллект». Этапы становления современной когнитивной науки. Основные подходы в когнитивной науке: символьный, модульный, нейросетевой. На пути к новой когнитивной революции, или назад к Выготскому: социальная природа человеческого познания как одна из ведущих тем современной когнитивной науки.

Тема 3. Символьный подход к познанию. Компьютерная метафора познания. Понятия информации и ее переработки. Влияние разработок в области архитектуры компьютеров, теории информации, теории коммуникации и кибернетики (теории управления) на представления о природе познавательных процессов. Компьютерная метафора в исследованиях памяти и компьютерные модели памяти человека. Модели внимания как отбора и понятие «канала с ограниченной пропускной способностью». Моделирование мышления в символьном подходе: от «Логика-теоретика» к современным моделям. Проблема моделирования творческого мышления.

Тема 4. Модульный подход к познанию. Манифест Дж. Фодора: модульный принцип организации переработки информации. Метафора познания как швейцарского армейского ножа. Модульный характер языковой способности (Н. Хомский). Метод «двойных диссоциаций» в психологии и нейронауке. Вербальный и невербальный интеллект как гипотетические модули системы переработки информации (специфическое языковое расстройство и синдром Уильямса). Системы восприятия для опознания и восприятия для действия: нейропсихологический и нейрофизиологический анализ. Критика модульного подхода.

Тема 5. Нейросетевой подход к познанию (коннекционизм). «Мозговая» метафора познания и история нейросетевого подхода. Понятие нейронной сети и формальный нейрон: У. Маккаллох и У. Питтс. Перцептрон Ф. Розенблата и его ограничения. Модели параллельно-распределенной переработки информации: манифест Д. Румельхарта и Дж. Макклелланда. Проблема распознавания образов и обработки идентифицирующей информации (распознавание лиц, почерков и т.д.). Нейросетевые модели памяти и обучения.

Тема 6. Мозг и сознание. Психофизическая проблема в современной когнитивной науке. Нейронаука и вычислительная нейронаука. Нейрофизиологические и философские теории сознания. Проблема гомункулуса. Критерии осознанного восприятия. Понятие прайминга и виды прайминг-эффектов. Проблемы изучения, описания и моделирования работы головного мозга. Основные методы исследования локализации психических функций и хода переработки информации мозгом в нейрофизиологии: функциональное магнитно-резонансное картирование (fMRI), позитронно-эмиссионная томография, вызванные потенциалы, транскраниальная магнитная стимуляция. Идеология, возможности и ограничения применения методов нейрофизиологии в психологических исследованиях.

Тема 7. Когнитивная наука в действии (на примере междисциплинарных исследований внимания). Психологические и нейрофизиологические методы исследования внимания. Применение клинических данных при разработке общепсихологических теорий внимания. Метафоры внимания и их роль в организации исследований. Проблема локуса отбора и разные подходы к ее решению. Внимание и лингвистика: исследования роли внимания в построении речевого высказывания. Исследования совместного внимания: синтез психологии развития, культурной антропологии и робототехники.

Тема 8. Основные направления прикладной когнитивной науки. Искусственный интеллект: возможности и ограничения. Критерий Тьюринга. Инженерия знаний. Экспертные системы и системы поддержки принятия решения. Моделирование принятия решений в экономике и проблема человеческой рациональности. Проблема обработки естественного языка и системы машинного перевода. Основные направления робототехники: проблемы моделирования построения движения, ориентировки в пространстве и обучения мобильных роботов. Взаимодействие человека с компьютером: основные подходы и методы исследования. Когнитивная эргономика. Дизайн и компьютерная графика. Виртуальные реальности.

III. Рекомендуемая литература

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер. 496 с.

  2. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

  3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

  4. Величковский Б.М. Технологии, внимательные к вниманию человека. // В мире науки. 2003. No12. C.87-93.

  5. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.

  6. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: МГУ, 1998.

  7. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

  8. Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.

  9. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

  10. Трейсман Э. Объекты и их свойства в зрительном восприятии человека. // В мире науки. 1987. No1. С.68-78.

Полезные ссылки на Интернет-страницы:

  1. Коллекция ссылок «Окно в мир» на сайте Виртуальной лаборатории когнитивной науки: http://old.virtualcoglab.ru/Links_R.html

  2. Словари:

    http://www.psych.ualberta.ca/~mike/Pearl_Street/Dictionary/

    http://plato.stanford.edu/

    http://encyclopedia.thefreedictionary.com/cognitive%20science

  3. Библиотеки и резюме публикаций:

    http://cogprints.ecs.soton.ac.uk/

    http://www.cc.gatech.edu/~jimmyd/summaries/

    http://www.u.arizona.edu/~chalmers/online.html

    http://cognitrn.psych.indiana.edu/rgoldsto/cogsci/classics.html

Иллюстративные материалы к лекциям в формате PowerPoint

Примечание: доступ к иллюстративным материалам открыт только в период сессии

  • Тема  1-2. Философско-методологические основания междисциплинарных исследований познания. Когнитивная наука: история и современность (1,2 МБ). Загрузить

  • Тема 3. Символьный подход к познанию (1,3 МБ). Загрузить

  • Тема 4. Модульный подход к познанию (1 МБ). Загрузить

  • Тема 5. Нейросетевой подход к познанию (1 МБ). Загрузить

  • Тема 6. Познание и мозг. Современная философия сознания и нейронаука. Проблема осознаваемой и неосознаваемой переработки информации (1,8 МБ). Загрузить

  • Тема 6 (продолжение). Современные методы регистрации активности мозга (2,8 МБ). Загрузить

  • Тема 7. Внимание в контексте когнитивной науки (0,6 МБ). Загрузить

  • Тема 8. Прикладные аспекты когнитивной науки (0,4 МБ). Загрузить


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


©VirtualCogLab
Home << Наши проекты << Учебные курсы