|
|
|||||||||||
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА Программа дисциплины «Введение в когнитивную науку»I.Организационно-методический раздел III.Литература и интернет-ресурсы I. Организационно-методический разделЦель курса: формирование у современного специалиста в области общей психологии ориентировки в спектре основных направлений исследования познания, а также фундаментальных и прикладных дисциплин, граничащих с экспериментальной психологией познания; подготовка психолога к участию в междисциплинарных исследованиях познания совместно с учеными других специальностей. Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс предназначен для студентов 4-5 курсов психологических факультетов университетов, полностью прослушавших базовый курс общей психологии. Курс предполагает расширение и углубление базовых знаний, полученных в рамках разделов психологии восприятия, мышления, внимания и памяти, с привлечением экспериментально-психологических, нейрофизиологических и клинических данных, философии сознания, лингвистики, культурной антропологии, а также подходов к моделированию познания в компьютерных науках и системах искусственного интеллекта. Предполагается также рассмотрение роли и места психологии в таких прикладных областях когнитивной науки, как распознавание образов, распознавание и синтез речи, создание интеллектуальных пользовательских интерфейсов, базы знаний, системы поддержки принятия решения и экспертные системы, системы поиска информации и обработки текстов на естественном языке, интеллектуальные обучающие системы и адаптивные алгоритмы обучения, робототехника, виртуальные реальности, компьютерная графика и дизайн и др. Помимо специализации «Общая психология», курс может быть рекомендован также для специализаций «Психофизиология» и «Инженерная психология». Требования к уровню освоения содержания курса: В результате прохождения курса ожидается освоение слушателями следующих знаний и умений:
Форма итогового контроля: зачет по вопросам, отражающим содержание спецкурса и рекомендуемой литературы. Возможна подготовка реферата по одной из тем курса на основе указанных преподавателем современных зарубежных источников по когнитивной психологии внимания или перевод обзорной работы по когнитивной науке. II. Содержание курса1. Разделы курса
2. Темы и краткое содержаниеТема 1. Философские и методологические основания когнитивной науки. Познание как проблема междисциплинарных исследований. Возможности моделирования познания и проблема познающего субъекта. Определение познания и система познавательных процессов. Науки о познании как науки о памяти: от Платона к нейронным сетям. Роль и место метафор в организации исследований познания в когнитивной науке. Метафора, модель, теория в научном познании. Базовые составляющие когнитивной науки (экспериментальная психология познания, компьютерные науки и искусственный интеллект, философия сознания, лингвистика, нейронаука, когнитивная антропология) и примеры научных задач, решаемых в этих областях. Прикладное значение когнитивной науки. Тема 2. История когнитивной науки. Истоки междисциплинарных исследований познания. «Когнитивная революция» 1956 года. Симпозиум в MIT: машинное моделирование, лингвистика и экспериментальная психология познания как краеугольные камни когнитивной науки. Симпозиум по искусственному интеллекту в Дартмуте и появление термина «искусственный интеллект». Этапы становления современной когнитивной науки. Основные подходы в когнитивной науке: символьный, модульный, нейросетевой. На пути к новой когнитивной революции, или назад к Выготскому: социальная природа человеческого познания как одна из ведущих тем современной когнитивной науки. Тема 3. Символьный подход к познанию. Компьютерная метафора познания. Понятия информации и ее переработки. Влияние разработок в области архитектуры компьютеров, теории информации, теории коммуникации и кибернетики (теории управления) на представления о природе познавательных процессов. Компьютерная метафора в исследованиях памяти и компьютерные модели памяти человека. Модели внимания как отбора и понятие «канала с ограниченной пропускной способностью». Моделирование мышления в символьном подходе: от «Логика-теоретика» к современным моделям. Проблема моделирования творческого мышления. Тема 4. Модульный подход к познанию. Манифест Дж. Фодора: модульный принцип организации переработки информации. Метафора познания как швейцарского армейского ножа. Модульный характер языковой способности (Н. Хомский). Метод «двойных диссоциаций» в психологии и нейронауке. Вербальный и невербальный интеллект как гипотетические модули системы переработки информации (специфическое языковое расстройство и синдром Уильямса). Системы восприятия для опознания и восприятия для действия: нейропсихологический и нейрофизиологический анализ. Критика модульного подхода. Тема 5. Нейросетевой подход к познанию (коннекционизм). «Мозговая» метафора познания и история нейросетевого подхода. Понятие нейронной сети и формальный нейрон: У. Маккаллох и У. Питтс. Перцептрон Ф. Розенблата и его ограничения. Модели параллельно-распределенной переработки информации: манифест Д. Румельхарта и Дж. Макклелланда. Проблема распознавания образов и обработки идентифицирующей информации (распознавание лиц, почерков и т.д.). Нейросетевые модели памяти и обучения. Тема 6. Мозг и сознание. Психофизическая проблема в современной когнитивной науке. Нейронаука и вычислительная нейронаука. Нейрофизиологические и философские теории сознания. Проблема гомункулуса. Критерии осознанного восприятия. Понятие прайминга и виды прайминг-эффектов. Проблемы изучения, описания и моделирования работы головного мозга. Основные методы исследования локализации психических функций и хода переработки информации мозгом в нейрофизиологии: функциональное магнитно-резонансное картирование (fMRI), позитронно-эмиссионная томография, вызванные потенциалы, транскраниальная магнитная стимуляция. Идеология, возможности и ограничения применения методов нейрофизиологии в психологических исследованиях. Тема 7. Когнитивная наука в действии (на примере междисциплинарных исследований внимания). Психологические и нейрофизиологические методы исследования внимания. Применение клинических данных при разработке общепсихологических теорий внимания. Метафоры внимания и их роль в организации исследований. Проблема локуса отбора и разные подходы к ее решению. Внимание и лингвистика: исследования роли внимания в построении речевого высказывания. Исследования совместного внимания: синтез психологии развития, культурной антропологии и робототехники. Тема 8. Основные направления прикладной когнитивной науки. Искусственный интеллект: возможности и ограничения. Критерий Тьюринга. Инженерия знаний. Экспертные системы и системы поддержки принятия решения. Моделирование принятия решений в экономике и проблема человеческой рациональности. Проблема обработки естественного языка и системы машинного перевода. Основные направления робототехники: проблемы моделирования построения движения, ориентировки в пространстве и обучения мобильных роботов. Взаимодействие человека с компьютером: основные подходы и методы исследования. Когнитивная эргономика. Дизайн и компьютерная графика. Виртуальные реальности. III. Рекомендуемая литература
Полезные ссылки на Интернет-страницы:
Иллюстративные материалы к лекциям в формате PowerPointПримечание: доступ к иллюстративным материалам открыт только в период сессии
|
||||||||||||
|
|