Вопросы к монографии Л.С. Выготского "Мышление и речь"

1. Основные подходы к соотношению понятий "мышление" и "речь" в истории психологии.

2. Анализ по элементам и анализ по единицам в научном исследовании. Значение как единица речевого мышления.

3. Исследования детского мышления в работах Ж. Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления.

4. Особенности эгоцентрической речи ребенка в работах Ж. Пиаже и экспериментальная критика в работах Л.С. Выготского. Функции и судьба эгоцентрической речи.

5. Проблема развития речи в учении В. Штерна и оценка его взглядов Л.С. Выготским.

6. Генетические корни мышления и речи: доречевое мышление и доинтеллектуальная речь в поведении человекообразных обезьян.

7. Генетические корни мышления и речи: доречевое мышление и доинтеллектуальная речь в детском развитии. "Величайшее открытие в жизни ребенка" и его признаки.

8. Методы исследования развития понятий: их возможности и ограничения.

9. Формирование искусственных понятий: методика Н. Аха и его основные результаты. Адаптация методики в работе Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова.

10. Основные этапы развития понятий: общая характеристика.

11. Синкретическое мышление. Этапы развития синкретов. Примеры.

12. Комплексное мышление. Типы комплексов. Примеры.

13. Комплексное мышление в психопатологии, в языке глухонемых и в филогенезе человека. Примеры.

14. Псевдопонятие как переходный тип комплекса и его основные характеристики.

15. Потенциальное и истинное понятие: сходство и различия.

16. Развитие научных и житейских понятий. Проблема соотношения обучения и развития и различные подходы к ее решению.

17. Экспериментальное исследование развития научных понятий в детском возрасте. Методика, результаты и их оценка.

18. Проблема развития обобщения в ходе становления детского мышления.

19. Пять планов речевого мышления: общая характеристика.

20. Внутренняя речь и ее структурные характеристики. Примеры.

21. Три основные особенности семантики внутренней речи. Примеры.

Общие вопросы к монографиям

1. Область и предмет исследований автора.

2. Философские и методологические положения, принимаемые автором: общий взгляд на человека, предмет и задачи психологии, методы исследования.

3. Авторская характеристика познавательной ситуации, сложившейся в данной области исследования ко времени написания книги.

4. Обзоры исследований, содержащиеся в монографии. Выводы автора.

5. Основные цели исследования, поставленные автором.

6. Теоретические источники автора как отправные (полемические) и опорные пункты его исследования.

7. Оригинальные положения автора, их теоретическое и эмпирическое обоснование.

8. Отношение автора к известным направлениям и школам психологии.

9. Основные характеристики исследовательского подхода автора.

10. Какие положения, выводы или данные, содержащиеся в монографии, являются, на ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?

11. Какие параллели вы находите между идеями монографии и тем, что вам известно из пройденных разделов курса общей психологии? Что особенно заинтересовало вас в этой книге и почему?

(из программы В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева и С.А. Капустина по общей психологии)