HomeHomeHome


Писать надо по возможности плохо. Писать надо так,
чтобы читать было противно.


SpyLOG

На этой странице в алфа- витном порядке размещены библиографические ссылки на статьи и  их  краткие анно-

Публикации CogLab'а:
статьи

тации. Полные тексты статей можно просмотреть и скачать в одном из двух форматов, воспользовавшись соответствующей ссылкой (html или pdf). Отзывы на статьи и комментарии можно направлять на CogLab или непосредственно авторам.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Н.А. Абрамова

О формировании интерфейсных понятий компьютерных технологий и психологической корректности

Материалы конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций». M.: ИПУ РАН, 2004. С. 26-35.

pdf

Н.А. Абрамова

Рефлексивный подход к проблеме взаимопонимания

Человеческий фактор в управлении / Под ред. Н.А. Абрамовой, К.С. Гинсберга, Д.А. Новикова. М.: Комкнига, 2006. С. 55-87.

pdf

M. Alania, D.A. Sakharov, C.J.H. Elliott

Multilevel inhibition of feeding by a peptidergic pleural interneuron in the mollusc Lymnaea stagnalis

Journal of Computational Physiology, 2004, V. 190, p. 379-390.

В работе описана структура нейронной сети, реализующий поведенческий акт питания на модели моллюска Lymnaea stagnalis. Показано, что активация или торможение всей системы контролируются одним интернейроном. Таким образом, работа представляет интерес в плане поиска нейронных механизмов выбора поведенческого акта.

pdf

И.О. Александров, Н.Е. Максимова

Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания

Психологический журнал, 2003, том 24, № 6, с. 55–76.

В работе приведен краткий обзор современных теорий научения в психологии и современных нейронауках. Экспериментальное исследование посвящено актуалгенезу структуры индивидуального знания в процессе разрешения неопределенности у человека, находящегося в ситуации выбора (на материале стратегической игры).

pdf (2,5 Mb)

И.О. Александров, Н.Е. Максимова, А.Г. Горкин, Д.Г. Шевченко, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова, Ю.Б. Никитин

Комплексное исследование структуры индивидуального знания

Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, с. 49–69.

Статья посвящена формальному описанию структуры индивидуального знания у детей и взрослых (на материале стратегической позиционной игры), а также животных (в последнем случае описание основано на анализе последовательности актов и активности поведенчески специализированных нейронов лимбической коры). Показано, что структура индивидуального знания в определенной предметной области может быть описана как множество базовых компонентов и их групп, образованных отношениями различного типа.

html     pdf (864 Kb)

И.О. Александров, Н.Е. Максимова, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова

Соотношение игровых стратегий и компонентов структуры индивидуального знания

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.11-13.

Исследование, результаты которого суммированы в тезисах, посвящено выявлению свойств линейных и гибких стратегий, используемых людьми различного возраста в стратегической игре, а также свойств соответствующих этим стратегиям компонентов структуры индивидуального знания. В свете полученных результатов рассматриваются феномены группировки, центрации и децентрации.

pdf

К.И. Алексеев

Метафора в научном дискурсе

Психологические исследования дискурса / Отв.ред. Н.Д. Павлова. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 40-50.

В статье кратко рассмотрена традиция исследования метафоры и анализируются примеры экспликации метафор естественного языка и переноса их на научные теории на примере лингвистики и психологии.

html 

Т.В. Ахутина

Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского

Вестник Московского Университета, серия 14, «Психология». 1994, №4, стр. 44-51

В работе предпринимается попытка разрешить дискуссионный вопрос о базовом уровне организации понятийной системы человека. В рамках концепции Л.С. Выготского выдвигается гипотеза о том, что «история семантического поля определяет его строение», и приводятся данные (в том числе клинические), свидетельствующие в пользу этой гипотезы.

html

Т.В. Ахутина

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.23-24.

В работе проанализирована роль Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в формировании теоретического контекста современной когнитивной нейронауки. Путь этих двух выдающихся исследователей к когнитивной науке рассмотрена на примере их вклада в разработку проблемы внутренней речи.

pdf

Т.В. Ахутина

Теория речевого общения
в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1984, №3, с. 4-13.

Работа посвящена сопоставительному анализу концепций речевого общения М.М. Бахтина и Л.С. Выготского. Несмотря на обнаруженные расхождения и противоречия между двумя концепциями, автор стремится построить единую непротиворечивую картину, включающую положения обоих ученых.

html

Т.В. Ахутина, Е.В. Каширская

Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации

Вопросы психологии, 2000, №3, стр. 93-101.

Работа посвящена изучению индивидуальных особенностей процессов переработки лексической информации, которые позволяют проанализировать мозговую организацию этих процессов. С помощью эффекта семантического прайминга в задаче лексического решения в исследовании дана характеристика обработки лексической информации у неврологически нормальных испытуемых с различными функциональными особенностями состояния высших психических функций. Метод двойного исследования — психолингвистического и нейропсихологического — может быть эффективным подходом к изучению как механизмов речи, так и в более широком аспекте — когнитивных стилей человека.

html

Т.В. Ахутина, Е.В. Малаховская

Сигнификативное значение слова при афазии

Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1985, №1, стр. 29-38.

В статье рассматриваются два различных вида нарушения значений при афазии: нарушение предметной отнесенности слова и его сигнификативного значения. Описывается методика, специально разработанная авторами для описания этих вариантов нарушения оперирования значением слова, и приведены результаты обследования больных семантической и акустико-мнестической афазией.

html

Т.В. Ахутина, 3.А. Меликян, Н.Н. Низнайко

Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования

Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1999, №4, стр. 36-48.

html

Х.М. Восканова

ЭФфект напоминания неосознаваемыми запаховыми стимулами на извлечение из памяти у человека

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.57-58.

Исследование, результаты которого представлены в тезисах, проводилось в контексте цикла работ, направленного на проверку гипотезы о том, что напоминание запускает процессы реконсолидации памяти.

pdf

Ю.Б. Гиппенрейтер

Деятельность и внимание

Статья в сборнике «А.Н. Леонтьев и современная психология». М.: МГУ, 1983. / Под ред. А.В. Запорожца и др. Стр. 165-177.

Интересна судьба этой статьи: она в одно и то же время осталась вполне актуальной для исследователей и попала в хрестоматийный список литературы для студентов второго курса. В работе сформулирован один из вариантов деятельностного подхода к вниманию, в рамках которого внимание рассматривается как «феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности».

html

Ю.Б. Гиппенрейтер

О месте движений глаз в незрительных видах деятельности и их исследовании

Моторные компоненты зрения. М.: Наука, 1975. С. 213-221.

В работе подвергается критике точка зрения, согласно которой движения глаз при решении незрительных (общих) задач обязательно выступают как средство решения этих задач, выполняют «функции, составляющие содержание основных действий субъекта». Автор выделяет три принципа организации движений глаз при решении общих (незрительных) задач: принцип двойного опосредствования, принцип «в силу устройства органа» и принцип квазицелесообразности.

pdf (500 Кб)

А.Н. Гусев, И.С. Уточкин

Парадигма унилатерального предъявления в психофизических задачах: возможности и ограничения ресурсного подхода

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.71-72.

На материале психофизической задачи обнаружения звукового сигнала авторы исследования пытаются очертить объяснительные возможности и ограничения ресурсного подхода в психологии познания. Используя понимание когнитивных ресурсов как теоретического конструкта, описывающего ограничения переработки информации человеком, они приходят к выводу, что ресурсный подход адекватен при рассмотрении задач умеренной сложности и задач, выполнение которых зависит от активации человека, и неприменим при рассмотрении решения сложных перцептивных задач.

pdf

Д.И. Дубровский

Зачем субъективная реальность, или «Почему информационные процессы не идут в темноте»?

В данной работе приводится критический анализ позиции одного из ведущих представителей аналитической философии Д. Чалмерса по психофизической проблеме. Также освещается собственный подход автора к проблеме мозга и сознания.

html

Д.И. Дубровский

Новое открытие сознания? (По поводу книги
Джона Серла «Открывая сознание заново»)

Вопросы философии, 2003, № 7, с.92-111.

Статья представляет собой критический анализ книги Джона Серла, раскрывающий близость позиции Серла к позиции диалектического материализма и тем подходам к разработке проблемы сознания, которые были характерны для советской философии 60-80-х годов XX века.

html

Д.И. Дубровский

Проблема духа и тела: возможности решения
(в связи со статьей Т. Нагеля «Мыслимость невозможного и проблема духа и тела»)

Вопросы философии, 2002, № 10.

В данной работе анализируется проект построения научной теории сознания, предложенный Т. Нагелем. Также излагается авторский подход к проблеме «сознание и мозг», представляющий собой попытку достичь поставленных Т. Нагелем целей.

html

Анна А. Зализняк

Феномен многозначности и способы его описания

Вопросы языкознания, №2, 2004, с. 20-45.

Явление многозначности языковых единиц рассматривается как сущностное свойство языка. В работе сопоставляется явление многозначности в художественном тексте и в текстах бытовой коммуникации. Сопоставлены два способа представления многозначности — через концептуальные схемы и как порождение производных значений из исходного. Обосновывается тезис о принципиальной множественности когнитивных механизмов анализа и синтеза значений многозначного слова. В словарном описании многозначности предлагается разведение вопроса о составе значений многозначного слова и гипотезы о том, как данная система значений хранится в сознании говорящего и используется им.

pdf

Анна А. Зализняк

Семантическая деривация в синхронии и диахронии: проект «Каталога семантических переходов»

Вопросы языкознания, №2, 2001, с.13-25.

В статье рассматривается явление семантической деривации — семантические переходы между значениями многозначного слова, как синхронно сосуществующими, так и сменяющими друг друга в ходе развития языка. Семантическая деривация рассматривается в двух аспектах: с точки зрения плана содержания, т.е. той пары смыслов, которые вступают в определенное отношение, и с точки зрения плана выражения — полисемичного слова, где это отношение представлено. Изложены принципы инвентаризации семантических дериваций, используемые при составлении «Каталога семантических переходов».

pdf

Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова, Л.А. Калашникова

Роль мозжечка в когнитивных процессах

Доклад на Второй Международной конференции памяти А.Р. Лурия

Исследование посвящено выявлению специфических функций мозжечка в когнитивных процессах и проверке предположения о том, что механизм, с помощью которого мозжечок оказывает модулирующее влияние на когнитивные процессы, аналогичен тому, который реализуется в двигательной сфере.

html

Ч.А. Измайлов

Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур

Тезисы доклада на Московском семинаре по когнитивной науке

Представлены два цикла работ, в первом из которых построена геометрическая модель зрительного различения эмоциональных лиц. Полученная модель позволила выявить вклады нейронных сетей затылочной и височной коры в восприятие эмоциональных лиц. Второе исследование посвящено сравнению геометрических моделей категориальных различий и различения конфигураций (на материале двух различных задач, решаемых испытуемыми относительно физически идентичных стимулов).

html

А.Е. Кибрик

Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.110-111.

В тезисах дается краткая характеристика современного когнитивного подхода к языку и на нескольких примерах разбирается метод реконструкции связей между языковыми и когнитивными структурами.

pdf

М.Г. Колбенева, В.Ф. Петренко, Б.Н. Безденежных, Ю.И. Александров

Связь между эмоциональностью и модальной отнесённостью прилагательных русского языка

Обработка текста и когнитивные технологии. №11. Труды VIII Международной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике», т.1. Казань: КГУ, 2006. Стр. 378-386.

В данной работе проводится сопоставление эмоциональной нагруженности прилагательных, относящихся к различным сенсорным модальностям опыта. Исследование выполнено в рамках системно-эволюционного подхода, и его основная гипотеза заключается в том, что модальная отнесённость опыта связана с его эмоциональностью через степень дифференцированности актуализируемых систем.

html

А.А. Корнеев

Формирование письма: соотношение двигательных и когнитивных компонентов

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.123-124.

В тезисах описано исследование процесса письма (переписывания заданных словосочетаний, как осмысленных, так и бессмыссленных) у детей-второклассников. Параметры деятельности детей регистрировались с помощью методов наблюдения и графпланшета. Реконструированы особенности когнитивных процессов, обеспечивающих процесс письма у различных групп детей.

pdf

Л.Г. Кравцов

Методологические проблемы психологического анализа мышления в понятиях

Тезисы доклада на Московском семинаре по когнитивной науке

Работа посвящена анализу современного состояния психологической теории понятийного мышления. Выявлены и описаны традиции, характерные для этого направления (изучение понятия как формы законченного знания о предмете, в то время как возможности описания понятия как еще не завершенного акта мышления даже не рассматриваются; рассмотрение понятийного мышления как репродуктивного).

html

Н.Е. Максимова, И.О. Александров, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова, Ю.Б. Никитин

Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального—интуитивного)

Психологический журнал, Том 19, № 3, 1998, с. 63-83.

Статья посвящена исследованиям соотношения параметров структуры индивидуального знания с психологическими характеристиками. Показано, что "интуитивность" высказываний в свободной беседе определяется актуализацией СИЗ как семантической ассоциативной сети, а "рациональность" высказываний при экспертных суждениях - как семантической пропозициональной сети.

html     pdf (540 Kb)

Н.Е. Максимова, И.О. Александров, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова

Типология интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания

Психологический журнал, 2001, том 22, № 1, с. 43-60

Статья посвящена выделению синдромов интуитивного и рационального типов взаимодействия с миром на основе соотношения таких составляющих структуры индивидуального знания, как семантическая ассоциативная сеть и семантическая пропозициональная сеть.

html     pdf (808 Kb)

Р.И. Мачинская

Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор)

pdf

Р.И. Мачинская, Н.В. Дубровинская

Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста

html

А.И. Назаров

Обобщенная модель
познавательной деятельности индивида

Психологическая наука и образование. 2000. №3. С. 40-60.

В статье рассмотрена модель познавательной деятельности индивида, включающая три взаимодействующие, но относительно самостоятельные этапа -- приобретение, инкорпорацию и оперирование знаниями. Показана необходимость создания собственной психологической теории познавательной деятельности, пригодной для решения задач, возникающих при разработке компьютеризованных интеллектуальных систем.

html

Е.В. Печенкова

Временные смещения
при восприятии нескольких объектов

Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15-17 ноября 2004 г.). Том 2. Москва: РГГУ, 2005. Стр. 294-304.

В статье приведены результаты четырех экспериментов, направленных на проверку гипотезы о неоднородности механизма временнЫх смещений в восприятии порядка событий. Полученные результаты приводят к необходимости пересмотреть исходное представление о природе временных смещений как продукте последовательного отбора информации об объектах и параллельной обработки информации об их признаках и дополнить его, рассмотрев роль «досье объекта» и индивидуальных стратегий решения перцептивной задачи в искажениях воспринимаемого порядка событий.

pdf

Е.В. Печенкова, М.В. Фаликман

Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной «умственной загрузки»

Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч.2. С.98-106.

В работе предложены рабочее определение и критерии выделения стратегии как метасредства регуляции познавательной активности, осознанно применяемого испытуемым для решения задачи как достижения цели, поставленной в определенных условиях. Приведены два примера выделения и описания стратегий в соответствии с разработанным подходом (на материале перцептивных задач, решаемых испытуемым в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов).

html

Е.В. Печенкова, М.В. Фаликман

Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.196-198.

Рассмотрение тематики и содержания докладов, представленных на Московском семинаре по когнитивной науке в 2002-2004 годах, наряду с проблемами, затрагиваемыми в дискуссиях между представителями различных научных дисциплин, позволяет подойти к выявлению специфики научных интересов формирующегося в России сообщества ученых- когнитивистов.

pdf

А.Д. Плисецкая

Метафора как когнитивная модель в лингвистическом научном дискурсе:
образная форма рациональности

Текст доклада на конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике», 1-7 сентября 2003 г., Варна

В докладе показано, каким образом метафора, являясь неотъемлемой составляющей научного мышления и дискурса, существует и функционирует в лингвистических текстах. Рассматриваются базовые метафоры языка, характерные для основных этапов развития лингвистики как науки. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что в лингвистических трудах метафора представляет собой действенную когнитивную модель.

html

В.Н. Поляков

Использование технологий, ориентированных на лексическое значение, в задачах поиска и классификации

В печати. Выйдет в свет в сборнике ИЯ РАН «Проблемы прикладной лингвистики»

В статье представлен подход к созданию лингвистических технологий (машинный перевод, поиск и классификация текстовых ресурсов, в т.ч. в компьютерных сетях), основанный на активном использовании лексического значения.

html

Т.В. Рябова

Механизм порождения речи по данным афазиологии

Вопросы порождения речи и обучения языку. / Ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. М.: МГУ, 1967. Стр. 76-94.

В статье представлен ранний (1967 г.) вариант модели порождения речи, разработанной автором на основе концепции структуры афазических нарушений, выдвинутой А.Р. Лурия. Рассматриваются различные звенья механизма порождения речи и варианты их нарушения.

html

О.Е. Сварник,К.В. Анохин,Ю.И. Александров

Распределение поведенчески специализированных нейронов и экспрессия транскрипционного фактора c-fos в коре головного мозга крыс при научении

Журнал ВНД, 2001, том 51, №6, с. 758-761.

pdf

Svarnik, O.E., Alexandrov, Yu.I., Gavrilov, V.V., Grinchenko, Yu.V., Anokhin, K.V.

Fos expression and task-related neuronal activity in rat cerebral cortex after instrumental learning.

Neuroscience, 2005, v. 136, pp. 33-42.

pdf

Е.А. Сергиенко

Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований

Психология, журнал Высшей школы экономики, 2004,
Т.1. №2, с.16-38.

В статье на основе собственных исследований и данных других авторов в области раннего онтогенеза аргументируется гипотеза о возможности выделения двух функциональных субсистем в единой системе восприятия и действия – перцептивного контроля действия и опознания. Отличия в организации функционирования двух субсистем лежат в координатах взаимодействия с окружающим миром (аллоцентрическая — эгоцентрическая), типе кодирования и хранения информации (амодальное кодирование – модально-специфическое), степени осознанности (большая степень характерна для системы опознания) и особенности эффектов антиципации (пространственно-временное упреждение — избирательное ожидание).

html

Е.А. Сергиенко

Восприятия, действия и репрезентации в раннем онтогенезе человека

Глава из книги: Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: «Институт психологии РАН», 2006. Глава 5. Стр. 170-280.

В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выделены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Автор, опираясь в том числе и на результаты собственных исследований, представила новый взгляд на широкий диапазон проблем когнитивного развития: от восприятия окружающего мира младенцами до становления человека как субъекта. Акцент сделан на непрерывности познавательного развития и изначальной способности младенцев к репрезентациям, порождению ментального опыта. 5-я глава монографии посвящена проблеме восприятия и действия.

pdf

В.П. Серкин

Длительность произвольного усилия

Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Вып. 1. – Магадан: Кордис. – С. 108–113.

В статье описаны результаты экспериментального исследования колебаний произвольного внимания человека. Предлагается методика измерения длительности периода колебаний. Полученные автором результаты расходятся с результатами классических опытов, в том числе и экспериментов Н.Н. Ланге.

html

В.Ф. Спиридонов

Механизмы решения задач и проблем в свете «экологического» подхода

Культурно-исторический подход и проблемы творчества. М., 2003. с.391-402.

В статье предпринимается попытка использовать возможности экологического подхода, предложенного Дж. Гибсоном для исследования зрительного восприятия, для описания психологических механизмов решения дункеровской задачи. Вводятся понятия примума, мыслимого мира, инвариантов высокого порядка в структуре задачи. Проводится различение задачи и проблемы. Статью завершает ряд теоретических гипотез, подлежащих, с точки зрения автора, дальнейшей экспериментальной проверке.

html

A. Soschen, В.Н. Поляков,
Е.В. Печенкова, Е.Ю. Хоменко

Verb lexicalization in Russian
(taken as example verbs of motion)

Text Processing and Cognitive Technologies,
№ 11, 2005, p.415-424.

This paper presents a study of possible factors that influence lexicalization of motion in Russian, specifically the choice of a verb from pairs of verbs of motion идти-ходить [to walk], бежать-бегать [to run], плыть-плавать [to swim], лететь-летать [to fly], тащить-таскать [to drag], катить-катать [to roll], носить-нести [to carry]. We restricted the study to cases where a narrator observes the scene of motion s/he describes rather than memorizes or imagines it. The conclusion that at least five factors may influence the verb choice is based on the extracts from literature, and empirical observations. The conditions are defined as follows: motion path, motion space, motion regularity, and targeted vs. random motion. The influence of two factors (motion path and motion target) was tested experimentally, and the results have shown that these two factors represent significant determinants of the verb choice.

pdf

Е.В. Улыбина

Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского

Культурно-историческая психология, 2006, # 2. С.89 - 98.

Статья посвящена психологическому анализу теории катарсиса, представленной в работе Л.С. Выготского «Психология искусства». Предложенная Выготским модель рассматривается через соотнесение с современной психологией и физиологией эмоций, с практикой терапевтического катарсиса и «Поэтикой» Аристотеля. На основе проведенного анализа делается вывод о принципах функционирования катарсиса как механизма интериоризации культурно-исторических смыслов.

html

И.С. Уточкин

Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008, # 3. С.31 - 66.

В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5-уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов - принципа избыточности - в задаче на зрительное обнаружение; во втором - различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.

pdf

М.В. Фаликман, А.Я. Койфман

Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания

Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 2005.
№3, с. 86-97.
№4, с. 81-90.

В статье проводится различение между праймингом и прайминг-эффектами, выделяются основания для классификации видов прайминга и обсуждаются разные его виды и уровни. Рассматриваются основные направления исследований, в которых использование прайминга как методической процедуры приводит к получению новых данных о природе перцептивного внимания.

Часть I

Часть II

М.В. Фаликман, Е.В. Печенкова

Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа

Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.237-239.

В тезисах анализируются понятия восходящей и нисходящей линий переработки информации, приводится классификация нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа. Подробно рассматриваются осознаваемые нисходящие влияния, в том числе стратегии решения перцептивных задач.

pdf


©VirtualCogLab
>>Home<<
Что такое CogLab
Наши проекты
Публикации
Статьи
Обзоры
Переводы зарубежных статей
Дипломные и диссертационные работы
Книги
Конференция
Окно в мир